А знаете ли Вы что:


Поводом для учреждения ордена Святой Екатерины стал неудачный Прутский поход Петра I против турок. От неминуемого плена царя спасли дипломатические переговоры и драгоценности его жены Екатерины I, использованные для подкупа турецкого главнокомандующего.

10.05.2007 13:32
На сайт добавлены иллюстрации
Мы добавили картинки и иллюстрации к уже размещенным материалам. Вскоре будут добавлены новые.

07.04.2007 00:26
Появились новости
На сайте создана функция обработки новостей. Вскоре Вы сможете читать самуе свежую информацию по нашей теме.

Голосование
Главная / Человек и золото / Дворцы и роскошь / Царское облачение






Царское облачение

Одежда бояр XVI-XVII вв.Мощь и богатство Московского государства отражались в блеске царского двора: в пышных приёмах иностранных посольств, золотом убранстве дворцовых палат, драгоценных одеждах государя и его окружения. Дипломаты и путешественники с удивлением отмечали, что присутствовавшие на аудиенции в Кремле бояре, дворяне и высшее духовенство были облачены в невероятно дорогие одежды. Древние документы часто называют их "золотым" платьем.

Архиепископ Арсений Элассонский, побывавший на приёме у царицы Ирины Фёдоровны Годуновой, писал, что при виде роскошного облачения государыни всех присутствующих охватил какой-то "сладостный трепет благоговения", так как "малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей".

Благодаря широким торговым, дипломатическим и культурным связям Древней Руси в Москву поступали уникальные драгоценные ткани из Ирана, Турции, Италии, Франции и других стран: золотые бархаты, гладкие и с ворсовым узором атласы, тафты, аксамиты и алтабасы.

Ценились ткани очень высоко и часто служили наградой. Не случайно платье, жалованное с царского плеча, считалось в XVI-XVII вв. дорогим подарком. Одаривая других, царь и сам не стеснялся пользоваться имуществом и даже одеждами умерших или опальных бояр. Если одежды выходили из употребления, их или жертвовали в церковь, или раскраивали на мелкие предметы, или назначали к распродаже. Покупателями царского платья были бояре, дьяки, подьячие и ближайшие родственники царя.

Саккос (бархат, золотное шитье)Царский наряд состоял из нескольких предметов, надеваемых один на другой, но при этом составляющих единое целое. "Носить одно платье почиталось за великое бесстыдство и причиталось за великое бесчестье!", - отмечали иностранцы. Помимо платьев царское облачение включало одежды и регалии, которые использовались в особо торжественных случаях: золотой крест с цепью, бармы, шапку-венец, скипетр, державу, посох, жезл, складень, платно, становой кафтан. Одевание государя сопровождалось сложным, тщательно продуманным ритуалом.

К числу наиболее чтимых парадных платьев относились опашни (верхняя распашная одежда с длинными зауженными к запястью рукавами). Начиная со времён Ивана IV Грозного опашень - любимая царская одежда. Его шили из редких сортов шёлка (зуфь, объярь, бархат, камка золотная) и носили без пояса, накидывая иногда на плечи поверх кафтана. Важной чертой этого платья был своеобразный воротник - "ожерелье".

К середине XVII столетия в полное царское облачение вошло платно. Выполняли его из драгоценных привозных тканей, украшали плетёным и "кованым" кружевом, жемчугом, золотыми пуговицами с драгоценными камнями, мехом. Сохранилось платно царя Петра I, изготовленное в Кремлёвской Мастерской палате в 1691 г. из ткани, подаренной государю украинским гетманом Мазепой.

В дни торжеств надевали бармы - большой округлый воротник с изображением святых. В XVII в. они оставались обязательной принадлежностью царского облачения. В середине столетия для царя Алексея Михайловича в Стамбуле заказали регалии, среди которых были бармы из семи громадных золотых с драгоценными камнями и эмалью запон, закреплённых на белом шёлковом оплечье.

Во время церемонии венчания на царство платно надевали поверх нарядного станового кафтана, который шили приталенным, по фигуре, т. е. по "стану". Платья для торжественных выходов государя изготавливали из драгоценных тканей - золотых итальянских аксамитов и восточных алтабасов.

Особенно красивы были петельчатые аксамиты. Узор на них выполнялся золотыми петлями разных видов, что создавало богатую игру светотени. Павел Алеппский записал о саккосе патриарха Никона: "Он сделан... из чисто золотой парчи жёлто-орехового цвета... Никон предложил нам поднять его, и мы не могли это сделать. Рассказывают, что в нём пуд жемчуга...". Действительно, драгоценности на саккосе весят около 16 кг. Одежда из аксамита не сгибалась, не ложилась складками и производила впечатление металлической.

Украшения в технике Царское облачение включало также цепи. Те, что нашивали на ленты из ткани в виде отдельных драгоценных запон, носили название «окладень». Больше любили золотые окладни из круглых плоских колец с гравировкой, чернью, эмалью. На кольцах писали полный титул царя и молитву.

Облачение духовенства богатством и великолепием не уступало царскому. Хранилось оно в Патриаршей ризнице и ризницах кремлёвских церквей и монастырей. Сшитые из дорогих тканей, эти одеяния были украшены шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, разнообразными золотыми дробницами.

"Лучшее, что умеют здесь женщины, - писал один из иностранных путешественников, - это хорошо шить и прекрасно вышивать шёлком и золотом". В XVII в. в Кремлёвских мастерских трудилось более 100 искусных вышивальщиц. Их произведения по праву называют живописью иглой.

Часто вышивали "вприкреп", для чего тонкие нити драгоценного металла накладывали на ткань и закрепляли цветным шёлком. Вышивка напоминала металлическое изделие с высоким чеканным рельефом, когда настил из ниток или толстого шнура полностью зашивался золотом. Самые роскошные одежды прошивали "кованым швом". Этот приём предполагал сплошное покрытие ткани золотыми нитями, так что создавалось впечатление гладкой металлической поверхности.

Важное значение при изготовлении парадного облачения имела отделка. Иногда она была долговечнее ткани и переходила с одного изделия на другое. Великолепные украшения саккоса патриарха Никона (1654 г.) - золотые с чернью дробницы, жемчуг, драгоценные камни - относятся к XV в. Из платна царя Алексея Михайловича в 1691 г. переделали саккос для патриарха Адриана.

Древнерусский костюм нередко дополняло металлическое кружево, состоявшее из ажурных золотых прямоугольных пластин с эмалью и драгоценными камнями. Кружево нашивалось поверх ткани и придавало одежде особую нарядность, хотя и делало её очень тяжёлой и неудобной. В описях имущества знатных бояр XVII в. обычны упоминания о пуговицах из золота и серебра, которые оценивались в десятки раз дороже самих одежд.

В царской казне хранилось много готовых одежд, выдававшихся специально для участия в придворном церемониале. "Золотым" платьем, мехами, драгоценными украшениями снабжали и тех, кто отправлялся с посольством за границу, чтобы они достойно выглядели в чужих землях.

Заметки

"Перед аудиенц-залом... вокруг стен сидел и и стояли старые и осанистые мужчины с дли иными и седыми бородами, в золотых одеждах и высоких собольих шапках. Это, говорят, "гости" Его Царского Величества или именитейшие купцы; одежда их принадлежит Его Царского Величества сокровищницам и выдаётся только при обстоятельствах, подобных нашему, а затем сдаётся обратно..."

Адам Ольшлегер Олеарий









(c) 2007-2014. При полном или частичном копировании материалов сайта, гипперссылка на www.worldofgold.ru обязательна.